9–12 апреля 2014 г. в д. Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа при участии ИИиА УрО РАН состоялись Медвежьи игрища «Якты Хот»

27 Мая 2014

9–12 апреля 2014 г. в д. Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа при участии ИИиА УрО РАН состоялись Медвежьи игрища «Якты Хот»

 

На Урале и в таёжном Приобье живут носители древнейших прауральских традиций — обские угры (манси и ханты). Их этноисторическая судьба полна драматических сюжетов. Летописная югра, с которой связаны их этнические корни, исчезла под напором колонизации XVI в., а из ее фрагментов сложились сообщества, поименованные вогулами и остяками. Ныне они — охотники, рыбаки и оленеводы. Их культурам свойственна некоторая замкнутость и основательность. Кажущаяся монотонность повседневной жизни изредка нарушается шумными праздниками, очаровывающими богатством фольклорных традиций и пестротою нарядов.

Рис. 1. Установка игрового чума

9–12 апреля 2014 г. в д. Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа при участии ИИиА УрО РАН состоялись Медвежьи игрища «Якты Хот»

Рис. 2. Съезд гостей в юрты

9–12 апреля 2014 г. в д. Ханты-Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа состоялись Медвежьи игрища «Якты Хот». К участию в празднике были приглашены сотрудники Института истории и археологии УрО РАН — зав. сектором этноистории Е. В. Перевалова, сотрудники И. В. Абрамов и А. Е. Курлаев. Перед исследователями стояла задача зафиксировать трехдневный праздник аудио и видеосредствами для последующей дешифровки и перевода материала (действо велось в ночное время на хантыйском языке).

Образ медведя, или как его величают, Когтистого старика — ключ к пониманию культуры обских угров. Согласно их представлениям, медведь когда-то был спущен с неба в золотой колыбели отцом Торумом. За нарушение отцовской заповеди не нападать на людей и не разорять их селения, он был наказан и оставлен на земле. Медведь считается младшим братом человека и любимым сыном дикой тайги.

 

Медведь близок человеку по духу (самец имеет 5 душ, самка — 4, соответственно числу мужских и женских душ) и обличью. Случайно встреченный в лесу медведь воспринимается как умерший родственник, желающий «прийти в гости». Его следует непременно «пригласить» в дом охотника, добывшего зверя, где в честь «гостя» устраиваются Медвежьи игрища. По содержанию этот грандиозный ритуал сродни европейскому Карнавалу и русской Масленице.

 

У манси и хантов традиция проведения праздника не прерывалась никогда, даже в советское время, когда он был под запретом. Однако проводимые регулярно по случаю добычи медведя игрища ныне стали редкостью. С каждым годом все сложнее найти исполнителей священных песен, стариков, знающих обрядовую сторону праздника. Для промысла медведя необходима лицензия, да и финансово и организационно это весьма затратное мероприятие.

Инициатива проведения медвежьих игрищ, исходившая от представителей коренного населения рек Куноват и Сыня, была поддержана главой администрации Шурышкарского района А. В. Головиным и Ассоциацией «Ямал — потомкам!» (президент Э. Х. Неркаги, вице-президент В. Ф. Елескин). В организации праздника приняли активное участие представители национальной элиты — советник главы Шурышкарского района по национальным вопросам Степан Петрович Куртямов, главный редактор газеты «Лух авыт» Геннадий Павлович Кельчин и др. Проведение мероприятия взял на себя коллектив Природно-этнографического парка-музея «Живун», возглавляемый Анной Геннадьевной Брусницыной.

Рис. 3. Организаторы праздника — Григорий Иванович Толба (исполнитель священных песен) и Степан Петрович Куртямов (советник главы администрации Шурышкарского района по национальным вопросам)

На медвежьи игрища в Ханты-Мужах собралось более 200 человек. Хозяином праздника стал добывший для игрищ медведя Андрей Ребась, главным исполнителем старейший — представитель куноватских хантов Григорий Иванович Толба. Исполнение священных песен — дело не простое: как правило, они поются «на старинном языке», а одна песня может длиться до 2,5 часов.

Елена Перевалова, Илья Абрамов, Анатолий Курлаев

Рис. 4. Встреча