Электронная библиотека

Название: Изучение детей как социальной категории по археологическим данным: источники, подходы и методы
Год издания: 2024
Тип публикации: Статьи в прочих отечественных научных журналах
Библиографическое описание Берсенева Н. А. Изучение детей как социальной категории по археологическим данным: источники, подходы и методы / Н. А. Берсенева // Мультидисциплинарные исследования в археологии. 2024. Т.7, № 2. C. 104-120.
Аннотация

Дети представляют собой социальную группу, уникальную во многих отношениях. Первая часть жизни является одновременно и периодом, универсальным для всех человеческих сообществ, и в то же время очень культурноспецифичной конструкцией, индивидуальной для каждого общества. В настоящее время вопрос, может ли или должна ли археология изучать «детство» в древности, уже не стоит на повестке дня. Оформившись в конце 80х гг.XX в., археология детства прочно заняла своё место в рамках социального направления в науке. В статье обсуждаются подходы и методы анализа «мира детей» по данным археологии, а также имеющиеся в нашем распоряжении источники. Изучение литературы и материалов раскопок демонстрирует, что современная наука располагает большим корпусом источников по данной проблематике— от многочисленных погребений до находок на поселениях. Теоретические подходы в основном разработаны за предыдущие десятилетия, а методы продолжают совершенствоваться с каждым днём. Наряду с анализом массового материала сегодня активно используются естественно научные методы, позволяющие проникнуть в жизнь отдельных индивидов и их семей. В настоящее время археологическая наука пытается реконструировать разные стороны жизни детей—взросление, социализацию, развитие навыков и досуг, участие в ритуалах и общественной жизни, а также такие персональные характеристики, как питание, физическое развитие, патологии, болезни и причины смерти. Таким образом, в XXI в. археология детства постепенно выходит на качественно иной уровень аргументации своих выводов и предположений.

 
Ключевые слова

социальная археология, археология детства, источники, подходы, методы.

 
Скачать  http://www.ihist.uran.ru/files/2024BersenevaMIA.pdf (.pdf, 334Кб)