Электронная библиотека

Название: Нагайбаки-бакалы: страницы этноистории
Год издания: 2017
Тип публикации: Статьи в отечественных рецензируемых журналах
Библиографическое описание Белоруссова С. Ю. Нагайбаки-бакалы: страницы этноистории / С. Ю. Белоруссрова // Проблемы истории, филологии, культуры. 2017. Т. 1. № 55. С. 269-281.
Аннотация

В течение 1842–1843 гг. нагайбакские казаки со своими семьями были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы, каждую из которых ожидала собственная судьба. Северная группа казаков-нагайбаков в количестве 500 душ была переселена в Троицкий уезд в ст. Верхнеувельская (Варламово), пос. Ключевский-2 (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. При переселении нагайбаки представляли собой этническую общность, которая, однако, была подвержена влиянию со стороны русских. Северная группа, не испытавшая на себе значительного влияния миссионеров обеих религий, в настоящее время считается формально православной: среди населения заметно индифферентное отношение к религии и обрядам, как мусульманским, так и православным.

Нагайбаки этой группы получили самоназвание «бакалы» по названию Бакалинской станицы, откуда они прибыли. С течением времени бакалы приобрели еще несколько самоназваний, включая «нагайбаки», «крешены», «русские», «чермыши» и др. Частые смены и обновления самосознания и самоназвания народа, привели к тому, что многие сегодня не могут с уверенностью сказать о своей этнической принадлежности. У северных нагайбаков наблюдается повышение интереса к своему самосознанию и культуре, что вызвано, в числе прочего, успехами соплеменников — жителей Нагайбакского района. Благодаря персональной и групповой стратегии, этничность северной группы сегодня актуальна и динамична; пережив несколько смен идентичности в своей истории, северная группа в настоящее время находится в состоянии этнического дрейфа.

 
Ключевые слова

Нагайбаки, бакалы, северная группа, самоназвание, русские, казаки, православие, миссионеры, дрейф этничности

 
Скачать http://pifk.magtu.ru/ru/журнал/22-2017-1/425-269.html